МКОУ "Шумская СОШ"
р.п. Шумский ул. Советская, 29 Нижнеудинский р-н, Иркутская область
  • Карпова Елена Валерьевна

        Карпова Елена Валерьевна окончила в 1990 году Иркутский государственный педагогический институт. После окончания  института стала работать учителем русского языка в Шумской средней общеобразовательной школе, в которой работает уже 37 лет.

        Для  активизации  работы  на протяжении своей деятельности Елена Валерьевна вводит элементы новизны, занимательности,  использует игровые технологии, технологию сотрудничества, что способствует  формированию прочных знаний и умений обучающихся,   делают уроки интересными. На основе индивидуально-дифференцированного подхода она составляет индивидуальные программы, разрабатывает методические, учебно-дидактические материалы, рекомендации, которые помогают получать хорошие результаты обученности. Системная работа по использованию тестовых технологий привела к тому, что успеваемость по русскому по результатам ЕГЭ  составляет 100%.

        На протяжении нескольких лет учащиеся Елены Валерьевны участвуют во Всероссийских олимпиадах «Ростконкурс», где неоднократно занимают первые и вторые места по региону  и  на Федеральном уровне. Елена Валерьевна является организатором всероссийских и муниципальных олимпиад «Олимпус». А так же сама активно участвует в различных конкурсах и конференциях.  В 2010 году являлась участницей XII региональной научно-практической конференции «Русский язык и литература в системе школьного образования», и в 2010 году стала победителем муниципального смотра-конкурса «Учитель года 2010». В конкурсе для учителей «Ростконкурс» в номинации «Лучшая презентация к уроку», в котором получила дипломы I степени. Является членом жюри по проверке и подготовке конкурсных заданий муниципальных олимпиад.   Елена Валерьевна ведет кружок «Школьный театр», где учащиеся участвуют в театральных постановках, и ее коллектив был награжден дипломами победителей и ценными призами. На протяжении всей своей деятельности занимается самообразованием, проходит курсы повышение квалификации по   подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе, а так же «Инноватика в воспитании и образовании в условиях ФГОС по предметной области «русский язык».

        Елена Валерьевна вместе с родителями и детьми активно участвует в социальном проекте «Твори добро». Размещает методические разработки на сайте образовательного портала «Просвещение», «Копилка.ру», и является руководителем школьного МО на протяжении многих лет. Опытом работы по вопросам обучения и воспитания Елена Валерьевна делится во время выступлений на педсоветах, на заседаниях методических объединений, педагогических чтениях, научных конференциях.

        Высокий профессионализм, творческий поиск, инициативность, отзывчивость, исключительное трудолюбие – эти особенные качества Елены Валерьевны создали ей заслуженный авторитет в педагогическом коллективе, среди учеников и родителей.

       Отмечена  почетной грамотой ГлавУОиПО Иркутской области, награждена медалью Почетного работника общего образования Российской Федерации.

        Цели внеклассного мероприятия:

    • проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери;
    • развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание;
    • воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери;
    • воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет.

    Вступительное слово учителя:

    Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров. Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери.

    Что вы чувствуете, что видите, что слышите, когда произносите слово «мама»?

     Когда вы входили в класс на это мероприятие, вам раздавали сердечки. На них в конце литературного часа вы должны будете написать ответ на этот вопрос. Ответов может быть несколько. Подписывать не надо.

    (Примерные ответы детей:

    Любовь

    • Тепло
    • Ласка
    • Добро
    • Нежность
    • Радость
    • Защита
    • Помощь
    • Работа
    •  Родина
    • Жизнь)

    Ведущий 2. Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнские сердце, глаза, улыбка как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель. Мы с младенчества помним самые нежные, самые добрые руки мамы.

    Ведущий 1.Какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к ней за советом, с любой радостью и бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению. Давайте, ребята, вспомним пословицы о матери.

    1. Птица рада весне, а младенец – матери.

    2. Нет милее дружка, чем родная матушка.

    3. При солнышке тепло, при матушке добро.

    4. В материнском сердце для всех детей ласки хватит.

    Как вы думаете, почему мы выбрали эту тему?

    Какие произведения, отражающие тему нашей литературной гостиной, вы читали?  

    (К.Паустовский «Телеграмма»  - 1946г.

    Пушкин «Капитанская дочка»,

    Горький «Мать» и др.)

    В Закруткин «Матерь человеческая» 1969г.

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    А.П. Платонов «Третий сын»

    В.П.Астафьев «Записка»

    С. Куликова «Свиделись»

    * Что роднит эти произведения?

    * Какие чувства вы испытывали, когда читали?

    * Какие поступки совершают матери ради своих детей?

    Давайте поставим перед собой цель литературной гостиной. (Цель нашего мероприятия – на примере некоторых произведений проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображён образ женщины – матери).

    Ведущий 2. Мать во многих мировых культурах является символом жизни, святости, вечности, тепла и любви. Во все времена ее прославляли и воспевали художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, радостью…

    (читает стихотворение Титова Аня  С. Острового «Женщина с ребенком на руках».

    Есть в природе знак святой и вещий,
    Ярко обозначенный в веках:
    Самая прекрасная из женщин
    Женщина с ребенком на руках
    От любой напасти заклиная
    Ей-то уж добра не занимать
    Нет, не Богоматерь, а земная,
    Гордая, возвышенная мать
    Свет любви издревле ей завещан,
    И с тех пор живет она в веках,
    Самая прекрасная из женщин
    Женщина с ребенком на руках
    Все на свете мерится следами,
    Сколько б ты ни вышагал путей
    Яблоня украшена плодами,
    Женщина судьбой своих детей
    Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
    Так она и будет жить в веках
    Самая прекрасная из женщин,
    Женщина с ребенком на руках!

    Ведущий 1.Природа-­матушка, и та, которая родила и живет во имя ребенка ­
    мама.
    Материнство во все времена было свято и являлось высшей ценностью. В искусстве всех
    народов есть тема материнства. Искусство европейских стран невозможно представить без
    образа Богоматери. В Западной Европе он связан с культом Мадонны, а на Руси -
    Богородицей.

    Ведущий 2. Материнская любовь греет нас до старости, она окрыляет нас, придаёт силы, как отблагодарить наших матерей за их бессонные ночи, невыплаканные слезы, огорчения и боль, которые вольно или невольно мы причинили им. Ничем не измерить материнскую любовь. Низкий поклон вам, наши дорогие мамы!

    Читает стихотворение Кротова В. Стихотворение Р.Рождественского «Человеку мало надо»

    Роберт Рождественский

    Человеку надо мало…

    Человеку надо мало:
    чтоб искал
    и находил.
    Чтоб имелись для начала
    Друг —
    один
    и враг —
    один…
    Человеку надо мало:
    чтоб тропинка вдаль вела.
    Чтоб жила на свете
    мама.
    Сколько нужно ей —
    жила.

    Человеку надо мало:
    после грома —
    тишину.
    Голубой клочок тумана.
    Жизнь —
    одну.
    И смерть —
    одну.
    Утром свежую газету —
    с Человечеством родство.
    И всего одну планету:
    Землю!
    Только и всего.
    И —
    межзвездную дорогу
    да мечту о скоростях.
    Это, в сущности, —
    немного.
    Это, в общем-то,
     — пустяк.
    Невеликая награда.
    Невысокий пьедестал.
    Человеку
    мало
    надо.
    Лишь бы дома кто-то
    ждал.

    Ведущий 1. Часто ли мамы слышат от нас слова благодарности, признания в любви? К сожалению, нет. Хотя, что нам стоит подойти к маме, обнять и поцеловать ее, спросить у нее, как прошел день, узнать о ее самочувствии, просто прижаться к ней.

    "Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле"- так гласит Божья заповедь. Эта заповедь призывает нас беречь своих матерей.

    (читает стихотворение Титов Саша стихотворение «Берегите матерей»

    Р. Гамзатов

    Трудно жить, навеки Мать утратив,
    Нет счастливей нас, чья мать жива.
    Именем моих погибших братьев
    Вдумайтесь, молю, в мои слова.

    Как бы ни манил вас бег событий,
    Как ни влек бы в свой водоворот,
    Пуще глаза маму берегите
    От обид, от тягот и забот.

    Боль за сыновей, подобно мелу,
    Выбелит ей косы добела
    Если даже сердце очерствело,
    Дайте Маме капельку тепла.

    Если сердцем стали вы суровы,
    Будьте дети ласковее с ней.
    Берегите Мать от злого слова,
    Знайте: дети ранят всех больней!

    Если ваши Матери устали,
    Добрый отдых вы им дать должны.
    Берегите их от черных шалей,
    Берегите женщин от войны!

    Мать умрет и не изгладить шрамы.
    Мать умрет и боли не унять.
    Заклинаю: берегите Маму,
    Дети мира, берегите Мать!

    Ведущий 2.

    Мама… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое
    детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим
    теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Она ­ наш ангел – хранитель.
    Поэтому тема матери издавна занимает важное место как в классической, так и в
    современной литературе.
    Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды,
    стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары
    Уже в фольклорных произведениях – в свадебных и похоронных песнях – возникает образ
    матери. В духовных стихах этот образ предстаёт через образ Богоматери, особо
    чтимый на Руси. 
    Особенно часто образ матери встречается в произведениях русских писателей.  Мама в произведении Н.В. Гоголя любящая, нежная, заботливая, прощающая все.

    ( Отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» читает Левенкова Настя)

    Ведущий 1.В поэзии XIX века тема матери в первую очередь связана с именем Н. А. Некрасова.

    . И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери, о  русской женщине.

    (Читает стихотворение Н.А.Некрасова Лысьева Даша «Внимая ужасам войны»

    Внимая ужасам войны…

    Внимая ужасам войны,
    При каждой новой жертве боя
    Мне жаль не друга, не жены,
    Мне жаль не самого героя.
    Увы! утешится жена,
    И друга лучший друг забудет;
    Но где-то есть душа одна —
    Она до гроба помнить будет!
    Средь лицемерных наших дел
    И всякой пошлости и прозы
    Одни я в мир подсмотрел
    Святые, искренние слезы —
    То слезы бедных матерей!
    Им не забыть своих детей,
    Погибших на кровавой ниве,
    Как не поднять плакучей иве
    Своих поникнувших ветвей…

    Слово учителя: Ребята, почему Н.А.Некрасов называет слезы матери святыми?

     Ведущий 2.Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А.
    Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью
    юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.
    Образ матери для него сродни эконописному – их роднит вечное терпение, ожидание,
    надежда на «помощь и отраду». Есенин создал в литературе настоящий культ матери.
    «Лучше тебя никого не видал» ­ скажет поэт о своей матери.

    (звучит песня «Письмо матери» на стихи С.А.Есенина в исполнении Александра Малинина).

    Слово учителя: Что вам захотелось сказать после прослушивания этой песни?

    Ведущий 1.Вслед за Есениным эту тему продолжали и продолжают многие           современные писатели и поэты.
    О том, что пришлось пережить матерям в военные годы, написано немало
    проникновенных произведений. Нет ничего страшнее для матери, чем потеря самого
    родного и близкого для нее существа на свете – ее ребенка.  А сколько слез пришлось им
    пролить только в годы Великой Отечественной войны.

    Ведущий 2. Андрей Дементьев в своих произведениях показал мать-заступницу, мать , которая умеет ждать и закроет свое дитя от смерти.

    (Читает стихотворение А.Дементьева «Баллада о матери» Абдулова В.)

    Андрей Дементьев

    Баллада о матери

    Постарела мать за много лет,
    А вестей от сына нет и нет.
    Но она всё продолжает ждать,
    Потому что верит, потому что мать.
    И на что надеется она?
    Много лет, как кончилась война.
    Много лет, как все пришли назад,
    Кроме мёртвых, что в земле лежат.
    Сколько их в то дальнее село,
    Мальчиков безусых, не пришло.

    …Раз в село прислали по весне
    Фильм документальный о войне,
    Все пришли в кино — и стар, и мал,
    Кто познал войну и кто не знал,
    Перед горькой памятью людской
    Разливалась ненависть рекой.
    Трудно было это вспоминать.
    Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
    Мать узнала сына в тот же миг,
    И пронёсся материнский крик;
    — Алексей! Алёшенька! Сынок! — 
    Словно сын её услышать мог.
    Он рванулся из траншеи в бой.
    Встала мать прикрыть его собой.
    Всё боялась — вдруг он упадёт,
    Но сквозь годы мчался сын вперёд.
    — Алексей! — кричали земляки.
    — Алексей! — просили, — добеги!..

    Кадр сменился. Сын остался жить.
    Просит мать о сыне повторить.
    И опять в атаку он бежит.
    Жив-здоров, не ранен, не убит.
    — Алексей! Алёшенька! Сынок! — 
    Словно сын её услышать мог…
    Дома всё ей чудилось кино…
    Всё ждала, вот-вот сейчас в окно
    Посреди тревожной тишины
    Постучится сын её с войны.

    Слово учителя:  -Почему мать  продолжает ждать сына с войны, несмотря ни на что?

    Ведущий 1. А каково женщине на войне? Юлия Друнина прошла страшную дорогу войны медсестрой. Не раз видела смерть, теряла друзей и подруг, осталась верна фронтовому братству.

     (Читает стихотворение Ю Друниной «Зинка» Сапего Надежда)

    Слово учителя: Откуда такая нестерпимая боль в душе героини стихотворения?

    Ведущий 2 .Письма от мамы  на фронте были глотком воздуха, живительной силой, которая помогала солдату выжить и вернуться домой.

    Писатель Юрий Яковлев сумел тонко передать чувства сына, повзрослевшего на войне.

    (Читает отрывок Пачков Роман)

    (1)Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть.

    (2)Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красива. (3)Большие задумчивые глаза, в которых проступал свет сердца. (4)Ровные тёмные брови, длинные ресницы. (5)На высокий лоб спадали дымчатые волосы.

    (6)До сих пор слышу её негромкий голос, неторопливые шаги, ощущаю бережное прикосновение рук, шершавое тепло платья на её плече. (7)Это не имеет отношения к возрасту, это вечно.

    (8)Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней. (9)Они даже не знают, как называется чувство, которое всё сильнее привязывает их к матери. (10)В их понимании это вообще не чувство, а что-то естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды.

    (11)Но в любви ребёнка к матери есть свои золотые дни. (12)Я пережил их в раннем возрасте, когда впервые осознал, что самый необходимый человек на свете – мама. (13)Память не сохранила почти никаких подробностей тех далёких дней, но я знаю об этом своём чувстве, потому что оно до сих пор теплится во мне, не развеялось по свету. (14)И я берегу его, потому что без любви к матери в сердце – холодная пустота.

    (15)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (16)У меня для неё было другое слово – мамочка. (17)Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (18)У меня отросли усы, появился бас. (19)Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

    (20)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, 
    у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под громкую команду «по вагонам!». (21)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (22)Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы… (23)Но когда теплушка тронулась, не выдержал, забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:

    – Мамочка!

    (24)А потом были письма. (25)И было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии. (26)В самые трудные минуты, когда казалось, что всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома неприкосновенный запас жизни. (27)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (28)Был только мамин голос, который я слышал даже в грохоте орудий, и дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

    (29)Под Новый год мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (30)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи, короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (31)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (32)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.

    (33)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от голода, холода и осколков. (34)И она писала, из ледяного блокадного города посылая мне последние капли своего тепла, последние кровинки.

    (35)А я поверил легенде. (36)Держался за неё – за свой неприкосновенный запас, за свою резервную жизнь. (37)Был слишком молод, чтобы читать между строк. (38)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (39)Мать писала эти письма, пока билось сердц

    Ведущий 1.Тема материнства ведущая в современной поэзии. Стихотворение молодой современной поэтессы Ланы Альтер не оставляет равнодушным никого.

    (Читает стихотворение  «Родные детки» Карпова Е.В.)

    Лана  Альтер

    Родные  детки, Капельки  мои  !
    Наступит  день,   когда   я встречу осень....
    Попробуйте  тогда  меня  понять   и  проявить  терпение  и святость....
    Быть  может я  одеться  не  смогу  , без  помощи   и вашего участья ,
    Едой  запачкаюсь  и  воду  разолью  ....
    Простите  мне и  вспомните  о  том  ,  что я учила  вас  тому  когда-то...
    А  если в разговоре  вдруг  забыв  , я  многократно  буду  повторяться -
    Послушайте  меня  не  перебив  ...
    Ведь в детстве ,  вам  читала  многократно   ,  одну  и туже  сказку  ,  что  бы  вы -
    Уснуть  могли , под  мамин  тихий  голос...
    Когда   утрачу  остроту  ума  и  в  новых  технологиях  не  вникну -
    Вы дайте время  мне  и  не  в укор ,  улыбкой  доброй  просто  подбодрите....
    Ведь   я  учила  многому  -  добру  ,  красиво  одеваться  ,  кушать  ,  танцам ,
    Так  будьте  снисходительны  ко  мне ,  мои  Кровинки , Капельки  и Радость...
    И  если вдруг ,  в ответственный  момент ,  утрачу  нить  беседы   не  продолжив ,
    Позвольте вспомнить...а  не вспомню ,  что ж ,  пусть  это  вас  особо  не встревожит....
    Ведь  важно   очень   ,  просто  рядом  быть...и  важно  , что  вы  слушаете  маму....
    Устанут  ноги  ,  может , подведут , и  я  уже  ходить  не  буду  твёрдо ,
    Вы  дайте  руку ,  как  давала   вам  , уча  ходить  ,  своих  любимых  крошек....
    Терпимы  будьте   ,  даже  и  тогда  ,  когда  устану  жить  ,  взывая  к смерти ,
    Капризной  стану....
    Деточки   мои....
    Попробуйте  понять  ,  не  озлобляясь...
    Не  чувствуйте  бессильными  себя  ,  а  помогите   путь  продолжить  мне   ,  и  до конца  пройти  его  достойно....
    За  это  награжу   улыбкой  вас.....Любовью  ,  никогда   не угасавшей....
    Я  вас  люблю  ,  Кровиночки  мои !
    Позвольте  мне  ,  без  страха  встретить старость.....

     Лана Альтер, 2011

    Мы провели обзор лишь нескольких литературных произведений, коснулись биографии поэтов и писателей. Обратите внимание на даты написания произведений. Все они написаны в разное время.

    * Меняется ли с годами образ матери в литературе?        

    (Идут годы, сменяются поколения, а матери остаются по – прежнему любящими, нежными, самоотверженными).

    • Можно ли после этого назвать этих женщин слабыми?
    • Что даёт силы матерям?
    • Что объединяет героинь? (самоотверженность, любовь к детям, умение прощать, желание защитить своих детей, отвести от них беду)
    • Чему  учат нас эти произведения?

    (Любить своих родителей, заботиться

    о них, почаще навещать, не забывать в разлуке. Это святая обязанность каждого человека перед теми, кто дал нам жизнь)

    Заключительное слово учителя. Подведение итогов.

    Ваша Мама – всегда с вами: она в шепоте листьев, когда вы идете по улице; она – запах ваших недавно выстиранных носков или отбеленных простыней; она – прохладная рука на лбу, когда вам нехорошо. Ваша Мама живет внутри вашего смеха. И она – кристаллик в каждой капле вашей слезы. Она – то место, куда вы прибываете с Небес – ваш первый дом; и она – карта, по которой вы следуете каждым своим шагом. Она – ваша первая любовь и ваше первое горе, и ничто на земле не может разделить вас. …

    Мы пришли к выводу, что все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни. Образ Матери в русской литературе и живописи XX века – это воплощение и любви, и счастья, и вдохновения. И эта тема будет вечной, так как Мать – продолжение рода человеческого и русских традиций.

    Говорите своей маме почаще: «Моя милая, добрая мама, прости меня, если я тебя чем-то обидел (а)».

    Сделайте это, и в вашей душе будет чище и светлее. Мне тоже есть кому сказать эти слова. Жизнь быстротечна и нужно успеть сделать это. И вспоминайте наш урок, наш сегодняшний разговор.


    И в заключении послушайте песню «Поговори со мною, мама»

    Дети оформляют сердечки.

    Литературная гостиная
     

       

       Исключение

    подробностей и деталей

    1. Запишите предложения, исключая повторы слов и словосочетаний.

    1. Война катилась на город, война шумела за околицей (А. Приставкин)
    2. Вокруг кто-то плакал, кто-то кричал, кто-то молился (Б. Полевой)
    3. Никто не спросит, никто не поинтересуется (А. Приставкин);
    4. Рожь была высока, солнце было прекрасно, и душа, не заслужившая этих сияющих и улетающих небес, жаждала неторопливых болей (И. Бабель)
    5. Широкая черкеска была кое-где порвана, шапка была заломлена назад по-чеченски, ноговицы спущены ниже колен (Л. Толстой).
    6. Незаметно проходит день, незаметно наступают потёмки. Стоит воздух, стоит одурелая от сна слободка, стоят звёзды в небе, стоит всё небо (К. Федин)

    2. Запишите предложения, исключая один или несколько синонимов

    Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография

    учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными

    лицами. (По Е. Киселёвой)

    - Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография

    учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

    3. Прочитайте предложения, найдите в них и подчеркните уточняющие или

    поясняющие конструкции. Запишите текст без них.

    Принято считать, что чистый воздух нужен только людям,

    подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха»,

    но чистый воздух необходим и в особо точном производстве,

    так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

    →Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве.

    1) А пока я успею съездить к себе в деревню. К матери и отцу. (Сол.)

    2) Знаешь... Я всю жизнь ждала. С семнадцати лет. Каждый день. (Ток.)

    3) Дай мне капли, - слабым голосом произнесла Софья Павловна. - На столе. Около

    чернильницы. (Н. И.)

    4) Потом расскажу. При встрече. (Чак.)

    5) Всегда он таким был. С детства. (Н. И.)

    6) Я хорошо знаю и понимаю Вас. Лучше, чем вы сами.

    7) Из ее слов получается, что все очень легко. Проще простого (Н. И.)

    4. Сократите текст, исключая одно или несколько предложений с описаниями и

    рассуждениями.

    1. Чистые пруды – это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика на зеленом океане пруда! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудом – поймать рыбу в центре города. А плавание на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой – это было несметным богатством для городских мальчишек. (По Ю.Нагибину)

    Упрощение

    синтаксических структур

    1. Прочитайте текст. Изложите его содержание с помощью одного простого или сложного предложения.
    1. Мы с Вовкой забрели в густой березняк. Над головой громко и надоедливо стрекотала сорока, перелетая за нами с дерева на дерево. Мы уже начали выбираться из зарослей, как вдруг Вовка хватает меня за руку и показывает. А там, в листве, висит большой такой тяжёлый комок из веток и сучков. (Ю.Дмитриев)
    2. Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому)
    3. На шее у петуха огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами. (Е.Носов)
    1. Замените сложноподчиненное предложение простым
    1. Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, когда отправитесь путешествовать по ней.
    2. Багряная листва, которая была покрыта росой, шуршала под ногами.

    Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, повсюду изменится климат, нарушится вся жизнь людей.

    1. Отработайте умения выбирать краткие синонимичные слова для выражения мысли.

    А. Замените фрагмент предложения синонимичным выражением

    Резко, с шумом закрыть - (захлопнуть)

    Плохо растущий, болезненный - (чахлый)

    Идти, делая частые, мелкие шаги - (семенить)

    Говорить, перебивая друг друга - (наперебой)

    Такой, в котором приятно и удобно жить - (уютный)

    Ударить, сильно размахнувшись - (наотмашь)

    Виды связи  в словосочетании

    Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление. Запишите  получившиеся словосочетания:  

       деревянный домик

       в родительском доме

      заводская территория

      на книжной выставке

      в берестяную кружку

      сливовое варенье

      чередующиеся гласные

    Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью примыкание. Запишите  получившиеся словосочетания :

     смеяться с надрывом

     писал без ошибок

     идти с песней

     мечтает об отдыхе

     закончилась победой

     посмотрев с печалью

     плывёт без усталости

    Замените словосочетания, построенные на основе примыкания , синонимичными словосочетаниями со связью управление. Запишите  получившиеся словосочетания :

       слушать внимательно

      относиться уважительно

      спокойно размышлять

      разговаривать улыбаясь

      возвращаться домой

      безжалостно истреблять

       

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике